Анализ художественного произведения
Примерный план сравнительной характеристики героев:
- первое появление героя
- портрет
- окружающая жизненная обстановка
- отношение с близкими ему людьми, с социумом
- поведение в сходных ситуациях
- авторское отношение к герою
Алгоритм сопоставительного анализа поэтического текста
1. Найти черты сходства двух текстов на уровне:
- сюжета или мотива
- образной системы
- лексики
- изобразительных средств
- синтаксических конструкций
- других параметров.
2. Найти различия на тех же уровнях.
3. Объяснить выявленные различия:
а) в произведениях одного и того же автора;
- разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
- различием художественных задач;
- противоречиями мировоззрения и мироощущения;
- другими причинами.
б) в произведениях разных авторов:
- различием художественных миров;
- различием исторических условий и особенностей литературного развития;
- различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.
4. Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведённым сопоставительным анализом.
План анализа стихотворения
1. Название стихотворения и его автор.
2. Ведущая тема (о чём стихотворение?).
3. Какую картину рисует в своём стихотворении поэт? Опишите. (Обратите внимание на детали картины, их цветовую гамму.)
4. Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?
5. Главные образы стихотворения.
6. Лексические средства выразительности речи: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись.
7. Синтаксические средства выразительности речи: антитеза, обращение, вводные слова и предложения, восклицание, однородные члены предложения, повторы, параллелизм. С какой целью использует их автор?
8. Основная мысль (что хотел сказать поэт в стихотворении?).
9. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?
Словарь настроений
Положительное (хорошее) настроение: торжественное, восторженное, поэт с восторгом описывает…, поэт испытывает восторг…, восторженно-радостное, поэт очарован…, поэт восхищается…, радостное, веселое, легкое, светлое, нежное, поэт с нежностью пишет о…, игривое, умиротворенное, теплое, спокойное, приподнятое.
Отрицательное (плохое) настроение: грусть, поэт с грустью говорит о…, поэт тоскует по …, печаль, поэт жалеет о …, сожаление о…, поэту жаль …, поэт переживает за …, поэт негодует… , поэт расстроен…, поэту больно от …, с болью в сердце поэт пишет о…, поэт с волнением говорит о…, поэт испытывает чувство горечи…
Подробный план анализа стихотворения
1. Краткая информация об авторе и стихотворении. Дайте краткую историю создания стихотворения: когда написано, кому посвящено, с какими событиями связано, где впервые опубликовано.
2. Жанр стихотворения. Какое место этот жанр занимает в творчестве поэта, является ли для него типичным, к какому литературному направлению относится.
3. Анализ тематики (любовь, ненависть, природа, свобода и т.д.) и проблематики стихотворения. Отвечает ли оно запросам времени? Актуально ли на современном этапе и почему.
4. Анализ сюжета и композиции.
5. Лирическое «я», лирический субъект, образ автора. Совпадает ли образ лирического героя и лирического субъекта, как реализуется образ автора, присутствует ли он вообще.
6. Формальные признаки стихотворения. Определите размер, метр стихотворения, систему рифмовки, строфику.
7. Стилистика. К стилистическим средствам традиционно относят: тропы, фигуры, звукопись. Приведите слова одной тематической группы, которые играют большую роль в стихотворении. Найдите устаревшую лексику и неологизмы, объясните, почему автор их употребляет.
8. Ваше личное отношение к прочитанному
План анализа эпизода эпического произведения
1. Место и роль эпизода в композиции произведения. Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог
2. Тип эпизода (повествование, описание, рассуждение)
3. События, описанные в эпизоде
4. Характеристика действующих лиц эпизода: внешность, одежда, манеры, речь, взаимодействие героев
5. Художественные выразительные средства
6. Особенности использования в эпизоде внесюжетных элементов: описание, пейзаж, портрет, интерьер
7. Роль данного эпизода в произведении. Характерологическая. Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение. Психологическая. Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа. Поворотная. Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев. Оценочная. Автор даёт характеристику персонажа или события.
План анализа сказки (авторской)
1. Время создания сказки.
2. Основная тема сказки. Проблема. Основная мысль (идея).
3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
4. Сходство с народными сказками (с примерами).
5. Художественное своеобразие сказки (с примерами).
6. Особенности языка (с примерами).
7. Значение сказки.
План анализа роли эпизода в тексте
Вступление
1. Что такое эпизод? Дать определение.
2. Предположение о роли этого эпизода в произведении (тезис сочинения).
Основная часть (аргументы и примеры).
1. Сжатый пересказ данного фрагмента.
2. Место эпизода в композиции текста (Почему этот эпизод именно здесь расположен? Какие эпизоды до и после? Какая связь с другими фрагментами?)
3. Место эпизода в сюжете произведения (завязка, экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог).
4. Какие темы, идеи, проблемы (вопросы) текста нашли отражение в этом эпизоде?
5. Расстановка персонажей в данном фрагменте. Новое в характерах героев.
6. Каков предметный мир произведения (Пейзаж, интерьер, портрет)? Почему именно это в данном эпизоде?
7. Мотивы эпизода (встреча, спор, дорога, сон и тому подобное). Ассоциации (библейские, фольклорные, античные).
8. От чьего имени ведется повествование: автор, рассказчик, герой (от 1 или 3 лица)? Почему?
9. Организация речи (повествование, описание, монолог, диалог). Почему?
10. Языковые средства (тропы и фигуры).
Заключение (вывод)
1. Роль эпизода в произведении (перекличка с вступлением).
2. Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде?
3. Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.
Примерный план анализ эпизода драматического произведения
1. Границы эпизода уже определены самой структурой драмы (явление отделено от других компонентов драмы); дать название эпизоду.
2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это - экспозиция, завязка, эпизод развития действия всего произведения, кульминация, развязка?)
3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить, кто они, каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические).
4. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.
5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания автора; персонажей.
6. Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащие в основе эпизода.
7. Охарактеризовать героев - участников эпизода: их отношение к событию; к вопросу (проблеме); друг к другу; кратко проанализировать речь участников диалога; сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев); выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую); определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
8. Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).
9. Охарактеризовать диалогическую композицию эпизода: по какому принципу освещения темы строится диалог?
10. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме.
11. Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.
12. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы.
Анализ песни
План:
1. Смысл названия песни
2. Кто и когда мог её исполнять?
3. Каким чувством проникнута песня?
4. Из каких частей она состоит?
5. Какие средства художественной выразительности использованы в ней?
Художественные особенности народной песни
1. Постоянные эпитеты: «дружинушка хоробрая», «красна девица», «синее море», «шелковое стремечко», «дорога прямоезжая», «конь добрый», «тучи черные», «поле чистое»;
2. Краткие формы прилагательных: добра молодца, (чарка) зелена вина, на добра коня, мил сердечный друг, на ворона коня, по чисту полю;
3. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «нежная ветка», «пшеничка», «носик», «дружочек», «солнышко», «дороженька»;
4. Отрицательные сравнения: «не кукушечка во борочке скуковала», «не пером-от пишет, не чернилами, а пишет горючими слезами»;
5. Психологический параллелизм – уподобление явлений природы состоянию героя;
6. Звукопись - прием создания музыкальности произведения. При отсутствии в народных песнях рифмы с помощью повторения отдельных гласных и согласных звуков ярче рисуется определенный образ, подчеркивается мелодичность стихотворных строк.