Официальные тренировочные версии экзамена
Продолжительность экзамена по литературе
Продолжительность ЕГЭ по литературе – 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется 2 часа отвести на выполнение заданий части 1 (анализ фрагмента эпического (драматического, лироэпического) произведения и стихотворения); остальное время – на выполнение задания части 2.
Структура работы по литературе
КИМ включает в себя 17 заданий.
Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.
Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7), требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений (8, 9).
Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений (15, 16).
Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развернутого сочинения на литературную тему. Предлагаются 3 вопроса (17.1–17.3), охватывающих важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса. Выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ в форме сочинения. Максимальный балл за выполнение задания части 2 (сочинение) – 14.
Максимальный первичный балл – 42.
Что проверяется на экзамене по литературе
1. Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия
2. Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественного времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать сочинения на литературные темы.
3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии
Содержание курса литературы
1. «Сведения по теории и истории литературы»
2. «Из древнерусской литературы»
3. «Из русской литературы XVIII в.»
4. «Из литературы первой половины XIX в.»
5. «Из литературы второй половины XIX в.»
6. «Из литературы конца XIX – начала XX в.»
7. «Из литературы первой половины XX в.»
8. «Из литературы второй половины ХХ в.»
На основании подраздела «Сведения по теории и истории литературы» в формулировках заданий используются те или иные термины и понятия.