Главная Историко-литературный процесс Регистрация Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

     Историко-литературный процесс – это развитие, движение литературы в мельчайших подробностях большого исторического времени. Типы движения литературы во времени всегда необычайно разнородны и чаще всего характеризуются несхожестью. Как и художественная жизнь в целом, литературный процесс зависит от общественно-исторических явлений, однако обладает и относительной самостоятельностью, а в его составе весьма существенную роль играют внутренние специфические начала. Литературный процесс полон противоречий, включает не только мирно-эволюционные, но и революционные (взрывные) начала. Главное же заключается в том, что он характеризуется как периодами подъема и расцвета (классические этапы во всех национальных литературах), так и кризисами, временами упадка. Первоначально различные факты литературного процесса осознаются литературной критикой. Формой осмысления текущего литературного процесса и одновременно способом воздействия на него являются дискуссии в печати, писательские конференции, симпозиумы, съезды.  

 

      Литературное направление – общность фундаментальных идейно-эстетических принципов, свойственных творчеству множества писателей на протяжении длительного времени; конкретно-историческое проявление художественного метода внутри художественной системы. Принадлежность писателей к одному литературному направлению предполагает общность культурно-эстетической традиции; однотипность миропонимания авторов; единство социальной и культурно-исторической ситуации творчества (закономерности общеисторического характера). Однако отношение к поставленным проблемам, идеалы писателей, их художественные концепции могут быть различны. 

      Художественный метод – особый тип образного видения мира и отражения действительности.

      Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (делится на течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), соцреализм, постмодернизм.

Литературные направления

Название литературного направления

Периодизация

Признаки, особенности

Особенности развития в России

Классицизм

Литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам

Герои четко делятся на положительных и отрицательных.

В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.

Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия

Комедия Фонвизина «Недоросль». В комедии автор пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом

Сентиментализм

Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века. От французского слова «Sentiment» - чувство, чувствительность

Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», которая в противовес рационалному классицизму с его культом разума утверждает культ чувств, чувственности

Романтизм

Литературное направление конца XVIII – второй половины XIX в. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону Наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме)

Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Для романтического произведения характерна идея двоемирия: мир, в котором живет герой, и другой мир, в котором он хочет быть

В России романтизм зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский)

Реализм

Направление в литературе и искусстве XIX века, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах

Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений

В России основы реализма были заложены в 1820 — 30-х гг. творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», поздняя лирика). Этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм 19 века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое

Модернизм

Литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы. Основоположники модернизма: М. Пруст «В поисках утраченного времени», Дж. Джойс «Улисс», Ф. Кафка «Процесс»

Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств

В российском литературоведении модернистскими принято называть 3 литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления

Социалистический реализм

Впервые понятие социалистического реализма появилось на страницах «Литературной газеты» (23 мая 1932 г.). Определение социалистического реализма было дано на Первом съезде советских писателей (1934 г.).

Утверждались следующие принципы: описывать реальность точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием; согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе.

Новый образ положительного героя — борца, строителя, вожака. Через него полнее раскрывается исторический оптимизм художника социалистического реализма: герой утверждает веру в победу коммунистических идей, несмотря на временные поражения и потери.

Романтика — органическая черта литературы социалистического реализма.

К социалистическому реализму относили В.В. Маяковского, М. Горького, Л. Леонова, А. Фадеева, М.А. Шолохова, Ф.В. Гладкова, В.П. Катаева, М.С. Шагинян, Н.А. Островского, В.В. Вишневского, Н.Ф. Погодина и др.

Постмодернизм

Термин появился впервые в 1934 году. Литература  второй половины XX века

Постмодернизм настаивает на мнимости объективной действительности. В постмодернизме ориентиры реального мира замещены его культурными знаками. В произведениях мир предстает как текст (по контрасту с классическими системами, где текст предстает как мир)

Фрагментарность  ирония, чёрный юмор. Автор постмодернистского произведения избегает, нередко в игровой форме, саму возможность смысла.

Т. Толстая, В. Пьецух, Вик. Ерофеев, В. Пелевин и др.

         Литературное течение устойчивая разновидность литературного направления, являющая собою художественнную общность приверженцев определенной стилевой манеры (в пределах одного направления); частное явление литературного направления. Характеризует общность духовно-эстетического содержания в национальной литературе; объединяет большую группу писателей («психологическое» и «социологическое» течения русского критического реализма; гражданский романтизм и др.) 

 Литературные течения модернизма:

Символизм (Символ – от греч. Symbolon – условный знак). Основоположник – Д. С. Мережковский, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Символистов делят на старших (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)

  1. Центральное место отводится символу
  2. Преобладает стремление к высшему идеалу
  3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
  4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
  5. Изысканность и музыкальность стиха

Акмеизм (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут). Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанная в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»

  1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
  2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
  3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
  4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке), что сближало стихотворение с живой разговорной речью

Футуризм (Футуризм – от лат. futurum , будущее). Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов – прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русские футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.

  1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
  2. Отрицание культурных традиций
  3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
  4. Активное словотворчество

Имажинизм (От лат. imagо — образ). Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин

 

 

 

  1. Национальный портал для писателей - сайт Пиши.про/  Как стать писателем/  Теория литературы/  Литературные направления (методы, стили) в таблицах http://pishi.pro/kak-stat-pisatelem/teoriya-literatury/91-literaturnye-napravleniya-metody-stili-v-tabliczah.html
О языке
«Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей». А.М. Горький

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz