Главная Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма Регистрация Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Роды и виды литературы

(способы образного воспроизведения действительности)

Роды

Род литературы – определенный, исторически сложившийся способ изображения в художественном произведении действительности, человека в процессе жизни; большие группы литературно-художественных произведений, объединяемых своеобразием хронотопа, способом изображения человека, формой присутствия автора и характером обращенности текста к читателю.

 

Лирика

Эпос

Драма

Цель

Выразительный род литературы.

Изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях

Изобразительный род литературы. Изображение человеческой личности объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями

Изобразительный род литературы. Изображение человеческой личности в действии, в конфликте

Предмет

Внутренний мир человека; его мысли и чувства (движение и развитие). Фабула отсутствует

Реальная действительность в ее объективной, материальной данности: характеры, события, бытовая и природная среда, в которой существуют и взаимодействуют герои

Объективное материальное бытие, представленное не во всей полноте, а через характеры людей, проявляющиеся в их целенаправленных действиях

Содержание

Субъективный внутренний мир поэта и духовная жизнь человечества (субъект – лирический герой); художественно-творческое освоение характерных состояний внутренней духовной жизни людей, характерных чувств и мыслей.

Жизнь представлена через переживания человека

В нерасчленимом единстве – объективное содержание реальной действительности и ее творческая переработка (художественно типизированные характеры и обстоятельства).

Жизнь отражается в форме детального повествования о человеке, его жизни, судьбе и событиях, в котором он принимал участие

Аналогичное эпическому, однако как литературное произведение драма не представляет собою законченного целого: предназначено для художественного синтеза с пантомимой (актерской игрой) и живописью (декорацией)

Функция языка

Косвенное, переносное или иносказательное значение слова выдвигается на первый план.

Особое значение играют образные возможности языка. Стихосложение становится одним из важнейших средств словесного воплощения глубинных пластов лирического содержания.

Особая организация языка – стихотворная (рифма, ритм, размер)

Обозначить, назвать предмет и вызвать внутреннее представление  о нем (основное значение слова – предметное).

Текст имеет преимущественно описательно-повествовательную структуру.

Особо организованная система предметно-изобразительных деталей, раскрывающих типические характеры и типические обстоятельства

Структура художественной речи определяется монологами и диалогами (описательно-повествовательная речь – в подчиненном положении).

Произведения предназначены для сценического использования

Жанры

Ода – это стихотворение восторженного характера (торжественное, воспевающее) в честь какого-либо лица или события.

Стихотворение – это небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.

 Элегия – это лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

 Песня – это общее определение стихотворных произведений разных жанров, предназначенных изначально или используемых для пения. Для песен чаще всего обязательны строфичность, рифма, доступность изложения.

Послание – один из древнейших поэтических жанров, представляющий собой стихотворное письмо, в котором поэт, обращаясь к конкретному адресату с просьбами, пожеланиями, увещеваниями, высказывает свои суждения по какому-либо морально-философскому вопросу.

Эпиграмма - это краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.

Сонет – это 14-строчное стихотворение, сложенное по определенным правилам: первый катрен (четверостишие) представляет экспозицию темы стихотворения, второй катрен развивает положения, намеченные в первом, в последующем затем терцете намечается развязка темы, в завершающем терцете, особенно в заключительной его строке следует завершение развязки, выражающей суть произведения

Рассказ – это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

Очерк – это разновидность малой формы эпической литературы, отличная от другой ее формы, рассказа, отсутствием единого, быстро разрешающегося конфликта и большой развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Он затрагивает не столько проблемы становления характера личности в ее конфликтах с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравственного состояния «среды». Очерк может относиться и к литературе, и к публицистике.

Новелла – это небольшое прозаическое произведение, сопоставимое с рассказом. В новелле большая насыщенность событиями, четче фабула, отчетливей поворот сюжета, приводящий к развязке.

Повесть – это произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.

Роман – это эпическое повествование с элементами диалога, иногда и с включением драмы или литературных отступлений, сосредоточенное на истории отдельной личности в общественной среде.

Роман-эпопея – разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни.

Притча – это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме. Реальность в притче явлена вне хронологических и территориальных примет, без указания конкретных исторических имен действующих лиц. Притча обязательно включает объяснение аллегории, чтобы читателю был ясен смысл иносказания. Несмотря на схожесть с басней, притча претендует на общечеловеческое обобщение, не обращая порой внимания на частные вопросы

Трагедия – это вид драмы, возникший из древнегреческого обрядового дифирамба в честь покровителя виноградарства и вина бога Диониса, представлявшегося в виде козла, потом – подобием сатира с рожками и бородой. Трагедия противоположна комедии. Данный жанр изображает конфликты в предельно напряженной форме и показывает противостояния между личностями, судьбой или обществом. Всегда имеет трагический финал (смерть героев). Конфликт в трагедии может быть разрешен только смертью.

Драма – литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене.

Комедия – это драматическое произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека, отражающее смешное и низкое; всякая смешная пьеса.

        Лиро-эпические жанры – жанры смешанной формы, сочетающие в себе особенности изображения действительности, присущие эпосу и лирике. В таких произведениях часто присутствуют развернутый сюжет, подробно и определенно обрисованные характеры, но в то же время представлен внутренний мир героев в динамике, отмечается присутствие лирического героя. Лиро-эпические жанры – басни, баллады, поэмы, романы в стихах.

        Басня – это краткий стихотворный рассказ-аллегория нравоучительной направленности.

        Баллада – это лиро-эпический жанр литературы, повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай. В основе баллады - необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимоотношений человека и общества, людей между собой, важнейшие черты человека.

        Поэма – это крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала. Поэму можно отнести к лиро-эпическому жанру литературы, так как повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя. В поэме речь идет о событиях, имеющих общечеловеческое значение. Большинство поэм воспевает какие-то человеческие деяния, события и характеры.

         Роман в стихах это специфический литературный жанр, объединяющий в себе эпичность прозаического романа и стихотворную эпическую поэму. То есть, можно сказать, что роман в стихах как отдельный жанр включает в себя все особенности прозаического романа, заключая их в поэтические рамки. Автор романа в стихах может свободно переходить от подробной описательности повествования к лирическим отступлениям и философским рассуждениям, используя при этом все возможности поэзии. Первым русским романом в стихах стал роман «Евгений Онегин» Александра Пушкина. В русской поэзии он до сих пор остаётся непокорённой вершиной в данном литературном жанре. Сам Пушкин писал, что между «романом» и «романом в стихах» — «дьявольская разница». «Свободное движение плана повествования» стало отличительным признаком нового для нашей литературы жанра.

О языке
«Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни». К.Д. Ушинский

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz