Основные теоретико-литературные понятия
1. Художественная литература как искусство слова
Литература – это искусство слова, один из основных видов искусства. Литературой называют закрепленные в письменном слове художественные произведения. В отличие от живописи, скульптуры, музыки, танца, обладающих предметно-чувственной формой из какой-либо материи (краски, камень и т.п.) или из действия (звучание струны, движение тела), литература создает свою форму из слов, из языка, который, воплощаясь в звуках и в буквах, постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Именно в искусстве слова человек как носитель духовности становится объектом воспроизведения и постижения с различных точек зрения, главной точкой приложения художественных сил даже тогда, когда речь идет не непосредственно о нем, а об окружающем мире. В своих многообразных и многоаспектных проявлениях литература изучается различными отраслями литературоведения.
2. Художественный образ – это основной в художественном творчестве способ восприятия и отражения действительности, специфическая для искусства форма познания жизни и выражения этого познания.
3. Фольклор – это (от англ. - народная мудрость) устное народное творчество. Особенности: вариантность, контактность творца или исполнителя со слушателем, коллективность создания и распространения. Фольклор представляет собой важнейшую часть национальной культуры каждого народа, однако, несмотря на выразительную национальную окраску фольклорных произведений, многие их темы, мотивы, образы и сюжеты оказываются очень близкими для разных народов. Среди многочисленных жанров фольклора выделяются былины, сказки, загадки, пословицы, поговорки, баллады, песни, частушки, обрядовая поэзия, притчи, легенды, духовные стихи.
4. Литературные роды и жанры
Род – это один из основных разделов в систематике литературных произведений, определяющих три разные формы:эпос, лирика, драма.
Лирика – выразительный род литературы. Предметом является внутренний мир человека, его мысли и чувства. Жанры лирики: ода, стихотворение (пейзажная, гражданская, интимная, философская лирика), элегия, песня, дума, послание, эпиграмма.
Эпос – изобразительный род литературы. Предметом является реальная действительность в ее объективной, материальной данности: характеры, события, бытовая и природная среда, в которой существуют и взаимодействуют герои. Жанры: малые форы (рассказ, очерк, новелла), средние формы (повесть), большие формы (роман, роман-эпопея).
Рассказ – повествование об одном событии из жизни человека; на единичном примере показывается столкновение характеров, взглядов; свойственна емкость деталей и глубина подтекста.
Очерк – небольшое повествование, рисующее нравы какой-либо среды, тот или иной человеческий тип; художественно-публицистический жанр.
Новелла – необычайное происшествие с динамичным развитием сюжета и его острыми поворотами.
Повесть – повествование о перипетиях человеческой жизни; на этом примере показываются какие-либо закономерности самой жизни.
Роман – повествование о множестве действующих лиц, чьи судьбы переплетаются; предмет изображения – жизнь в ее сложности и противоречивости.
Драма - изобразительный род литературы. Предметом является объективное материальное бытие, представленное не во всей полноте, а через характеры людей, проявляющиеся в их целенаправленных действиях. Жанры: трагедия, драма, комедия.
Трагедия воссоздает острые, неразрешимые конфликты и противоречия, в которые вовлечены исключительные личности; непримиримое столкновение враждующих сил; одна из борющихся сторон гибнет.
Драма – изображение личности в ее драматических отношениях с обществом и тяжелых переживаниях; однако существует возможность благополучного разрешения конфликта сталкивающихся сил.
Комедия воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеивания отсталого, отжившего.
5. Основные литературные направления
Классицизм (XVII – начало ХIХ в.) Подражание образам античной литературы; вера в разум рационализма; строгая иерархия жанров: высоких – трагедия, ода, эпопея; низких – сатира, комедия, басня. Представители:Мольер, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин.
- Требование подчинения личных интересов человека общественному долгу.
- Наличие гражданских мотивов.
- Антагонистические противоречия в основе конфликта.
- Трагическая заостренность конфликта.
- Стремление подчеркнуть в человеке общее; сатирическая типизация.
Сентиментализм (2-я пол. XVIII в.) Приоритет чувства; значимость понятия «естественного» человека; жанры:элегия, послание, эпистолярный роман, путевые заметки, дневники. Представители: С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж.Ж. Руссо, Г.Э. Лессинг, Н.М. Карамзин.
- Культ чувств.
- Культ природы.
- Подчеркнутое внимание к духовному миру героев (в том числе принадлежащих к низшему сословию).
- Приоритет естественного чувства над разумом.
- Сочувствие к простому человеку.
- Откровенность в обрисовке человека.
Романтизм (конец XVIII – 1-я пол. XIX в.) Воплощение разлада личности с действительностью; отражение пессимизма; историзм, стремление к экзотике; расцвет лирики; жанры: исторический роман, идиллия, баллада; романтическая поэма. Представители: Э.Т.А. Гофман, Дж. Байрон, В. Гюго, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев.
- Система персонажей с одним главным героем.
- Неизменяемость характеров действующих лиц.
- Неотразимость и демонизм героя – «обаяние Зла».
- Экзотика сюжета и места действия.
- Тема рока (фатума) в судьбе героя.
Реализм (2-я пол. XIX в. – ХХ в.) Исследование человеческого характера в его связи со средой; направленность на объективное, правдивое отражение жизни; отражение глубины и широты охвата действительности; воплощение социально-критического начала; жизнеподобие: создание живого образа реальности; жанровая представленность:роман, повесть, эпопея, лироэпическая драма, лирика. Представители: О. Бальзак, Ч. Диккенс, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.
- Правдивое и достоверное изображение жизни.
- Изображение исторически конкретного общества.
- Изображение героя, типичного для данной эпохи и среды.
- Мотивированность сюжетных коллизий и поступков персонажей.
- Изображение жизни и характеров в развитии.
- Переосмысление романтического конфликта «герой – общество».
- Неразрешенность и неразрешимость конфликта (открытый финал).
6. Форма и содержание литературного произведения неотделимы друг от друга.
Содержание: тема, проблема, идея, конфликт, пафос.
Тема – круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения (область отражения реальности).
Проблематика – перечень проблем.
Проблема – острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным. Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права – проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости).
Идея – сущность отношения писателя к жизни; главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому; вариант решения главной проблемы. Выражается во всей художественной структуре произведения.
Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.
Художественная форма: сюжет, композиция, центральные и второстепенные персонажи, характеры, приемы создания образов персонажей, пейзаж, интерьер, художественные детали, художественная речь.
Сюжет – совокупность событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность, ход событий, составляющий содержание художественного произведения.
Композиция – последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.
Стадии развития действия
Экспозиция — условия, которые вызвали к жизни конфликт, общий фон действия, может быть прямой (в начале произведения) или задержанной (в середине или конце произведения).
Завязка — это событие, которое является началом действия.
Кульминация — наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме.
Развязка — исход событий. Это итоговый момент в создании художественного конфликта.
Эпилог — всегда заключает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев.
Лирическое отступление (внесюжетный, вставной элемент) — отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они, с одной стороны, тормозят фабульное развития произведения, а с другой — позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме.
Средства создания образа
1. Эпиграф к литературному произведению может указывать на основную черту характера героя.
2. Прямая авторская характеристика.
3. Речь героя. Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия.
4. Поступки, действия героя.
5. Психологический анализ персонажа: подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души» (движение внутренней жизни героя).
6. Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения.
7. Портрет героя. Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения.
Типы портрета:
- натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека);
- психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер);
- идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами).
8. Социальная среда, общество.
9. Пейзаж помогает лучше понять мысли и чувства персонажа.
10. Художественная деталь: описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы).
11. Предыстория жизни героя.
Образ автора – персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей, условный носитель авторской речи в прозаическом произведении. Не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего.
Автор-повествователь является одной из форм выражения образ автора.
Литературный герой – образ человека в художественном произведении. Часто употребляется в значении «персонаж», «действующее лицо». Дополнительный смысловой оттенок – позитивная доминанта личности, ее неординарность, исключительность.
Лирический герой – образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли, чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности.
7. Язык художественного произведения:
- художественная лексика: тропы (слова и выражения, употребленные в переносном значении), группы слов определенного происхождения и сферы употребления;
- синтаксические фигуры: повтор, параллелизм, антитеза, инверсия, риторические вопросы, обращения, восклицания;
- эвфония (особенности звучания): благозвучие, ритм, рифма, анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс, диссонанс, звуковые повторы.
Тропы (изобразительно-выразительные средства)
Эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление.
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве.
Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.
Гипербола – художественное преувеличение.
Аллегория – перенесение значений одного круга явлений на другой, например с мира людей на мир животных, иносказание.
8. Проза и поэзия: сходство и различие
|
Проза |
Поэзия |
В основе создаваемого художественного мира |
Поток жизни |
Поток сознания |
Изображение |
Объективизированно |
Субъективизированно |
Предмет, содержание |
Действительность в предельно объективизированной оценке писателя; осваивается повседневное бытие людей в его сложности и многогранности; тяготеет к изображению событий, характеров, деталей, которые организуются в сюжет |
Субъективное отношение личности к миру; отражаемое детализируется ради выражения отношения к нему. Не ставит задачу передать развитие событий и характеров |
Форма отражения действительности |
Эпическая. На первом плане – события; переживания либо упоминаются, либо о них приходится только догадываться |
Лирическая. На первом плане – переживания. Только через них можно представить события, вызвавшие эти переживания |
Сюжет |
Важнейший элемент произведения. Внешние обстоятельства воспроизводятся с возможной определенностью и последовательностью |
Практически отсутствует. Задача передать развитие событий и характеров не ставится |
Композиция |
Определяется сюжетными ходами |
Подчинена движению чувств лирического героя |
Характеры |
Характер проявляется предметно, в деталях, во взаимодействии с другими характерами. В центре – образ-характер |
Характер изображается в отдельных проявлениях и отдельных переживаниях. В центре – образ-переживание |
Описания |
Занимают существенное место |
Встречаются редко; крайне лаконичны |
Своеобразие художественной речи |
Художественная речь – средство описания, изображения предметного мира; используется лексика в богатстве ее предметных значений (фонетика и синтаксис носят вспомогательное значение). Характерно взаимодействие различных речевых планов (автора, рассказчика, персонажей) |
Художественная речь – средство передачи экспрессивных эмоций; используется лексика экспрессивного характера; большое значение придается средствам поэтической фонетики и синтаксиса |
Основы стихосложения
Стихотворный размер – последовательно выраженная форма стихотворного ритма. Определяется числом слогов, ударений или стоп.
Хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге. | ` _ |
Ямб - двусложный размер с ударением на втором слоге. | _ ` |
Дактиль – трехсложный размер с ударением на первом слоге. | ` _ _ |.
Амфибрахий («окруженный») – трехсложный размер с ударением на втором слоге. | _ ` _ |
Анапест («перевернутый, отраженный») – трехсложный размер с ударением на третьем слоге. | _ _ ` |
Ритм – повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических особенностей; периодическое повторение каких-либо элементов стихотворной речи через определенные промежутки; упорядоченность ее звукового строя.
Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк.
Строфа – повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха.
Источники и литература:
- Культура письменной речи [Электронный ресурс]: Санкт-Петербург: 2001-2016 г. – http://gramma.ru/
- Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах: Теория. История. Словарь. – 8-е издание. – Москва: Айрис-пресс, 2008. – 224. – (Домашний репетитор).