Поэзия и проза
|
Проза |
Поэзия |
В основе создаваемого художественного мира |
Поток жизни |
Поток сознания |
Изображение |
Объективизированно |
Субъективизированно |
Предмет, содержание |
Действительность в предельно объективизированной оценке писателя; осваивается повседневное бытие людей в его сложности и многогранности; тяготеет к изображению событий, характеров, деталей, которые организуются в сюжет |
Субъективное отношение личности к миру; отражаемое детализируется ради выражения отношения к нему. Не ставит задачу передать развитие событий и характеров |
Форма отражения действительности |
Эпическая. На первом плане – события; переживания либо упоминаются, либо о них приходится только догадываться |
Лирическая. На первом плане – переживания. Только через них можно представить события, вызвавшие эти переживания |
Сюжет |
Важнейший элемент произведения. Внешние обстоятельства воспроизводятся с возможной определенностью и последовательностью |
Практически отсутствует. Задача передать развитие событий и характеров не ставится |
Композиция |
Определяется сюжетными ходами |
Подчинена движению чувств лирического героя |
Характеры |
Характер проявляется предметно, в деталях, во взаимодействии с другими характерами. В центре – образ-характер |
Характер изображается в отдельных проявлениях и отдельных переживаниях. В центре – образ-переживание |
Описания |
Занимают существенное место |
Встречаются редко; крайне лаконичны |
Своеобразие художественной речи |
Художественная речь – средство описания, изображения предметного мира; используется лексика в богатстве ее предметных значений (фонетика и синтаксис носят вспомогательное значение). Характерно взаимодействие различных речевых планов (автора, рассказчика, персонажей) |
Художественная речь – средство передачи экспрессивных эмоций; используется лексика экспрессивного характера; большое значение придается средствам поэтической фонетики и синтаксиса |
Системы стихосложения
Силлабическая система – это слоговая система, в которой единицей меры является слог, а точнее количество слогов, которое должно быть одинаковым для всего стиха. Стихи читают нараспев, выравнивая слоги.
французский размер: 12-тисложник
Ты понял жизни цель: счастливый человек.
Для жизни ты живешь. Свой долгий ясный век
Еще ты смолоду умно разнообразил,
Искал возможного, умеренно проказил.
Тоническая система (акцентное стихосложение) – основана на более или менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках независимо от числа слогов в строке и количества безударных слогов между ударениями. Ритм стиха, его размеренность определяют здесь только ударения.
Армия пролетариев встань стройна!
Да здравствует революция, радостная и скорая!
Это – единственная великая война
из всех, какие знала история…
Силлабо-тоническая система – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Основные стихотворные размеры силлабо-тонической системы стихосложения.
Стихотворный размер – последовательно выраженная форма стихотворного ритма. Определяется числом слогов, ударений или стоп.
Стопа – это соединение ударного слога с одним или двумя безударными. Стопа может быть двухсложной (ямб, хорей) и трехсложной (дактиль, амфибрахий, анапест).
Хорей – это двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
Бýря мглóю нѐбо крóет… (А.С. Пушкин)
Ямб – это двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.
Мой дя´дя сáмых чѐстных прáвил… (А.С. Пушкин)
Дактиль – это трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе.
Вы´рыта зáступом я´ма... (И.С. Никитин)
Амфибрахий – это трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог - ударный среди безударных - в стопе.
На сѐвере дѝком стоѝт одинóко… (М.Ю. Лермонтов)
Анапест – это трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе.
Прозвучáло над я´сной рекóю… (А.А. Фет)
Пиррихий – это вспомогательная стопа из двух безударных слогов, заменяющая стопу ямба или хорея; отсутствие ударения в ямбе или хорее. (Создает напевность)
«Белеет парус одинокий...» М.Ю. Лермонтов
«С берез, неслышен, невесом, слетает желтый лист…» М.В. Исаковский
Спондей - стопа из двух ударных слогов. (Передает восклицание)
«Мой дядя самых честных правил…» А.С. Пушкин
«Плачь сердце, плачь…» А.А.Блок
Ритм – повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических особенностей; периодическое повторение каких-либо элементов стихотворной речи через определенные промежутки; упорядоченность ее звукового строя.
Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк.
Строфа – повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха.
Дольник, паузник, русский стихотворный размер. Как и силлабо-тонические размеры, дольник имеет ощутимый внутренний ритм, образуемый чередованием ударных слогов и безударных. Но объём безударных слогов в дольнике не постоянный, а переменный и колеблется в диапазоне 1—2 слогов; различные сочетания односложных и двухсложных интервалов образуют ритмические вариации дольника. В чтении разница объёмов односложных и двухсложных интервалов может компенсироваться как растяжением слогов, так и появлением пауз между словами, но может и не компенсироваться вовсе.
«Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою».
(А. А. Блок).
Белый стих – это нерифмованные стихи с метрической организацией (организованные через систему ритмически повторяющихся акцентов). Широко распространен в устном народном творчестве и активно использовался в 18 веке.
Ты прости-ка, краса девичья!
Я навек с тобою расстануся,
Молодехонька наплачуся.
Отпущу тебя я, красота,
Отпущу тебя со ленточками...
(Народная песня)
Верлибр – это современная система стихосложения, представляющая собой своего рода границу между стихом и прозой (в ней отсутствует рифма, размер, традиционная ритмическая упорядоченность; количество слогов в строке и строк в строфе может быть различно; отсутствует также равенство акцентов, свойственное белому стиху. Из особенностей стихотворной речи сохраняется деление на строки с паузой в конце каждой строки и ослабленная симметричность речи (ударение падает на последнее слово строки).
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
А.Блок
Источники и литература:
- Культура письменной речи [Электронный ресурс]: Санкт-Петербург: 2001-2016 г. – http://gramma.ru/
- Вологодская областная универсальная научная библиотека [Электронный ресурс]: Вологда: 1999-2016 г. - http://www.booksite.ru/
- Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах: Теория. История. Словарь. – 8-е издание. – Москва: Айрис-пресс, 2008. – 224. – (Домашний репетитор).