Главная Поэзия и проза Регистрация Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Поэзия и проза

 

Проза

Поэзия

В основе создаваемого художественного мира

Поток жизни

Поток сознания

Изображение

Объективизированно

Субъективизированно

Предмет, содержание

Действительность в предельно объективизированной оценке писателя; осваивается повседневное бытие людей в его сложности и многогранности; тяготеет к изображению событий, характеров, деталей, которые организуются в сюжет

Субъективное отношение личности к миру; отражаемое детализируется ради выражения отношения к нему. Не ставит задачу передать развитие событий и характеров

Форма отражения действительности

Эпическая. На первом плане – события; переживания либо упоминаются, либо о них приходится только догадываться

Лирическая. На первом плане – переживания. Только через них можно представить события, вызвавшие эти переживания

Сюжет

Важнейший элемент произведения. Внешние обстоятельства воспроизводятся с возможной определенностью и последовательностью

Практически отсутствует. Задача передать развитие событий и характеров не ставится

Композиция

Определяется сюжетными ходами

Подчинена движению чувств лирического героя

Характеры

Характер проявляется предметно, в деталях, во взаимодействии с другими характерами. В центре – образ-характер

Характер изображается в отдельных проявлениях и отдельных переживаниях. В центре – образ-переживание

Описания

Занимают существенное место

Встречаются редко; крайне лаконичны

Своеобразие художественной речи

Художественная речь – средство описания, изображения предметного мира; используется лексика в богатстве ее предметных значений (фонетика и синтаксис носят вспомогательное значение). Характерно взаимодействие различных речевых планов (автора, рассказчика, персонажей)

Художественная речь – средство передачи экспрессивных эмоций; используется лексика экспрессивного характера; большое значение придается средствам поэтической фонетики и синтаксиса

 

 

Системы стихосложения

Силлабическая система это слоговая система, в которой единицей меры является слог, а точнее количество слогов, которое должно быть одинаковым для всего стиха. Стихи читают нараспев, выравнивая слоги. 

французский размер: 12-тисложник 


Ты понял жизни цель: счастливый человек. 
Для жизни ты живешь. Свой долгий ясный век 
Еще ты смолоду умно разнообразил, 
Искал возможного, умеренно проказил. 

 

Тоническая система (акцентное стихосложение) – основана на более или менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках независимо от числа слогов в строке и количества безударных слогов между ударениями. Ритм стиха, его размеренность определяют здесь только ударения. 

Армия пролетариев встань стройна! 
Да здравствует революция, радостная и скорая! 
Это – единственная великая война 
из всех, какие знала история… 

Силлабо-тоническая система – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. 
 

 

Основные стихотворные  размеры силлабо-тонической системы стихосложения.

Стихотворный  размер – последовательно выраженная форма стихотворного ритма. Определяется числом слогов, ударений или стоп.

Стопа – это соединение ударного слога с одним или двумя безударными. Стопа может быть двухсложной (ямб, хорей) и трехсложной (дактиль, амфибрахий, анапест).

Хорей – это двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

Бýря мглóю нѐбо крóет… (А.С. Пушкин)

Ямб – это двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.

Мой дя´дя сáмых чѐстных прáвил… ​(А.С. Пушкин)

 

Дактиль – это трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе.

Вы´рыта зáступом я´ма... ​(И.С. Никитин)

Амфибрахий – это трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог - ударный среди безударных - в стопе.

На сѐвере дѝком стоѝт одинóко… (М.Ю. Лермонтов)

Анапест – это трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе.

 

Прозвучáло над я´сной рекóю… (А.А. Фет)

 

Пиррихий – это вспомогательная стопа из двух безударных слогов, заменяющая стопу ямба или хорея; отсутствие ударения в ямбе или хорее. (Создает напевность)

 «Белеет парус одинокий...» М.Ю. Лермонтов

«С берез, неслышен, невесом, слетает желтый лист…»   М.В. Исаковский   

Спондей - стопа из двух ударных слогов.  (Передает восклицание) 

«Мой дядя самых честных правил…» А.С. Пушкин 

«Плачь сердце, плачь…» А.А.Блок  

Ритм – повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических особенностей; периодическое повторение каких-либо элементов стихотворной речи через определенные промежутки; упорядоченность ее звукового строя.

 

Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк.

 

Строфа – повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха.

 

Дольник, паузник, русский стихотворный размер. Как и силлабо-тонические размеры, дольник имеет ощутимый внутренний ритм, образуемый чередованием ударных слогов и безударных. Но объём безударных слогов в дольнике не постоянный, а переменный и колеблется в диапазоне 1—2 слогов; различные сочетания односложных и двухсложных интервалов образуют ритмические вариации дольника. В чтении разница объёмов односложных и двухсложных интервалов может компенсироваться как растяжением слогов, так и появлением пауз между словами, но может и не компенсироваться вовсе. 

  «Девушка пела в церковном хоре

  О всех усталых в чужом краю,

  О всех кораблях, ушедших в море,

  О всех, забывших радость свою».

  (А. А. Блок).

 

Белый стих – это нерифмованные стихи с метрической организацией (организованные через систему ритмически повторяющихся акцентов). Широко распространен в устном народном творчестве и активно использовался в 18 веке.

 

Ты прости-ка, краса девичья!

Я навек с тобою расстануся,

Молодехонька наплачуся.

Отпущу тебя я, красота,

Отпущу тебя со ленточками...

(Народная песня)

 

Верлибр – это современная система стихосложения, представляющая собой своего рода границу между стихом и прозой (в ней отсутствует рифма, размер, традиционная ритмическая упорядоченность; количество слогов в строке и строк в строфе может быть различно; отсутствует также равенство акцентов, свойственное белому стиху. Из особенностей стихотворной речи сохраняется деление на строки с паузой в конце каждой строки и ослабленная симметричность речи (ударение падает на последнее слово строки).

 

Она пришла с мороза,

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов,

Звонким голосом

И совсем неуважительной к занятиям

Болтовней.

А.Блок 

 

 

 

Источники и литература:

  1. Культура письменной речи [Электронный ресурс]: Санкт-Петербург: 2001-2016 г.  – http://gramma.ru/
  2. Вологодская областная универсальная научная библиотека [Электронный ресурс]: Вологда: 1999-2016 г. - http://www.booksite.ru/
  3. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах: Теория. История. Словарь. – 8-е издание. – Москва: Айрис-пресс, 2008. – 224. – (Домашний репетитор).
О языке
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». К.Г. Паустовский

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz